22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах 1. Вопрос: Как должно пребывть монаху в
келье? 2. Вопрос: Чем должен быть монах? 3. Вопрос: Каким помыслом удаляет диавол
монаха из кельи его? 4. Вопрос: Если брат выйдет на службу и
встретится с ним женщина на пути, как может он избежать брани блуда?
5. Вопрос: Каким помыслом приходит блуд к
человеку? 6. Вопрос: Хорошо ли приобрести себе два
хитона? 7. Вопрос: Как должно совершать службу, и
какую наблюдать меру поста? 8. Вопрос: Если брат будет принуждать меня
выпить чашу вина в келии его, хорошо ли уйти? 9. Вопрос: Отчего не могу я пребывать с
братиями? 10. Вопрос: Если соблазнит меня брат,
хочешь ли, чтобы я сотворил ему поклон? 11. Вопрос: Какая польза человеку принести
евхаристию в церковь? 12. Вопрос: Что есть грех оглаголания? 13. Вопрос: Желать ли мне потерпеть
мучение ради Бога? 14. Вопрос: Отчего, когда становлюсь я на
молитву, отвлекает меня помысл мой? 15. Вопрос: Откуда находят помыслы об
удовольствии брашен и отвлекают меня от поста? 16. Вопрос: Отчего блудная похоть так
сильно воюет в человеке? 17. Вопрос: Зачем увлекает меня диавол в
искушения и отвлекает меня от рукоделия моего? 18. Вопрос: Как может человек уничтожить
наветы лукавого? 19. Вопрос: Есть ли грех для человека ради
помышления? 20. Вопрос: Что значит написанное: "аще
кто имать веру, яко зерно горушно?" 21. Вопрос: Хорошо ли жить в пустыне? 22. Вопрос: Хорошо ли быть посредником при
споре брата? 23. Вопрос: Как полезно жить человеку в
одиночестве? 24. Вопрос: Если будет нужда идти для
беседы с женщинами, как нужно встречаться с ними? 25. Вопрос: Каким помыслом может человек
удержаться от оглаголания? 26. Вопрос: Ночные видения от диавола ли
суть? 27. Вопрос: Что должно делать человеку,
когда во сне придет ему искушение в поругание плоти? 28. Вопрос: От чего может человек получить
благодать любить Бога? 29. Вопрос: Приобретением каких
добродетелей, или сохранением каких заповедей может человек
спастись? 30. Вопрос: Что сделавши получает человек
дарование сих добродетелей? 31. Вопрос: Как может человек узнать, что
его молитва благоприятна пред Богом? 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании 1. Спросил брат старца: в чем нужно подвизаться, сидя в келии? И сказал старец: совсем не иметь в келии и воспоминания о человеке. 2. Вопрос: Какое же делание полезно иметь
в сердце? 3. Вопрос: Как должен ум изгонять помысл?
4. Вопрос: Как же отцы скитские
употребляли помысл ратоборствующий? 5. Вопрос: Каким способом помысл прибегает
к Богу? 6. Вопрос: Если придет в душу помысл
тщеславия, что все совершил, ужели не полезно противодействовать
помыслу? 7. Вопрос: Как же скитяне угодили Богу
ратоборствующим помыслом? 8. Вопрос: Как может таковый внимать
созерцанию? 9. Вопрос: Как может ум видеть то, чего
никогда не видел? 10. Вопрос: Полезно ли для ума описывать
Божество? 11. Вопрос: Не сочтется ли это за грех?
12. Вопрос: Не произведет ли сие
изступления мыслей? 13. Вопрос: Как можно всегда молиться, ибо
тело немощно для службы? 14. Вопрос: Какою молитвою надлежит
молиться монаху? 15. Вопрос: Какую меру полезно иметь для
молитвы? 16. Вопрос: Если от монаха необходимо
требуется такая молитва, как может он сохранить ее среди людей? КОНЕЦ
Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном. Глава 1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовью, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преспеяния не одною Божественною силою и благодатию без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностью и силою без содействия свыше Божией руки; потому что: аще не Господь созиждетъ домъ и сохранитъ градъ, всуе бде стрегий, а равно всуе - трудящийся и зиждущий (Псал. 126, 1). Глава 2. Вопрос: Что такое воля Божия,
к познанию которой восходит Апостол призывает и убеждает каждого из
нас (Рим. 12, 2) ? Глава 3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что оне как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: от тайных моих очисти мя (Псал. 18, 13), т.е. с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие с нами; если притом напрягаем к этому силы, и всяким хранением блюдем сердце свое. Глава 4. И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например; тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Второз. 22, 10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною (11). На одном участке земли не возделывай двух плодов (9). Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев. 19, 19). Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами - с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: сего ради к всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Псал. 118, 128). Глава 5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе - деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то-есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружно явными. Сказано: разсыпакости человекоугодников (Псал. 52, 6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Псал. 5, 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Псал. 27, 3); и также: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Псал. 57, 2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то-есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да прославится свет ваш пред чаловеки (Матф. 5, 16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Иоан. 5, 44)? Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (Кор. 10, 31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством говорит: ненавидящий брата своего человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 15). Глава 6. Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает (Кор. 13, 7. 8). Словами: николиже отпадает означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, - не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование изцелений в сравнении с любовию ничто. Глава 7. Сим Апостол указал цель совершенства, чтобы каждый, сознавая себя обнищавшим от столького богатства, с горящим и напряженным духом поспешал к сему последнему пределу, и таким образом, протекал духовное поприще, пока не достигнет оного, по сказанному: тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24). Глава 8. Разумей, что отречься себя значит во всем предать себя братству, не водиться ни в чем своею волею, и не быть господином чего бы то ни было, кроме единой ризы, чтобы человек соделавшись вполне независимым, с радостью мог держаться только предписываемого ему, и подобно невольнику вести себя со всеми, а тем паче с настоятелями, повинуясь рекшему Христу: иже аще хочет в вас быти первый и вящий, пусть будет слугою всем, и последним, и рабом (Матф. 20, 26. 27), не домогаясь ни чести, ни славы, ни похвалы, не пред очима точию работая, аки человекоугодник, но почитая себя обязанным во всем услуживать братии в любви и простоте (Кол. 3, 22). Глава 9. Настоятели братства, как приставленные к делу великому, должны побороть козни противоухитряющейся злобы, чтобы, по страсти гордыни властвуя над братьями, как над подчиненными, вместо великой пользы не сделать себе вреда. Напротив того, как сердобольные отцы, ради Бога посвятив себя на служению Братству и телесное и духовное, пусть заботятся о братиях, и во всякое время прилагают попечение, их, как чад Божиих, где нужно, обличать и, в чем должно, утешать, чтобы, под предлогом смирения и кротости, монастыри не пришли в неустройство, не соблюдая надлежащего чина между настоятелями и подначальными. В тайне же ума настоятели да почитают себя недостойными рабами всех братий, и как пестуны, которым вверены духовные чада, со всяким благодушием и со страхом Божиим да стараются напрявлять каждого ко всему доброму, но не зная, что соблюдается для них великая, неотъемлимая и всякий труд превышающая награда. Глава 10. Как взявшие на себя обязанность быть пестунами юных, даже иногда и собственных своих господ, для образования и благочиния нравов не затрудняются со всею свободою наносить им удары: так и настоятели, не по страсти гнева и высокоумия, не за себя отмщая, должны наказывать братий, имеющих нужду в каком-либо вразумлении, но со всем добросердечием, с целью духовной пользы доводить их до исправления. Глава 11. Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За сею же заповедью не трудным делается исполнить и вторую, - разумею заповедь о любви к ближнему. Первое предпочитай всему прочему, и о сем старайся больше, нежели об ином; в таком случае за первым последует и второе. Ежели кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди, разумею заповедь о любви к Богу, которая составляется в нас внутренним нашим расположением, благою совестию, здравыми понитиями о Боге, при содействии вместе и Божией помощи, - вознамерится только посвятить себя второй заповеди, попечению о внешнем служении; то невозможно ему будет исполнять сию заповедь здраво и чисто. Ибо коварная злоба, как-скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге, любви и стремления к Нему, или представляет повеления Божия неудобоисполнимыми и трудными, и возбуждает в душе ропот, печаль и жалобы на служение братиям, или обольщает человека самомнением о своей праведности, и убеждает почитать себя досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди. Глава 12. Когда человек почитает сам себя рачителем заповедей; тогда явно он погрешает, и не хранит верно заповеди; и потому что сам о себе произносит суд, и не ожидает Дающего истинный суд. Когда Дух Божий спослушествует духу нашему, по изречению Павлову (Рим. 8, 16): тогда только бываем неложно достойными Христа чадами Божиими, а не когда будем оправдывать себя в собственном своем самомнении. Ибо сказано: не хваляй себе, сей искусен, но егоже Господь восхваляет (2 Кор. 10, 18). Когда оказывается, что нет в человеке ни памятования о Боге, ни страха Божия, тогда великая настоит ему нужда, любить славу и уловлять похвалы тех, кому услуживает. А такого Господь наименовал неверным, как было уже сие объяснено; ибо сказано: како вы можете веровать, славу друг от друга приемлюще и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Иоанн. 5, 44)? Глава 13. В любви к Богу можно преуспевать, как сказано, при великом борении и труде ума посредством святых размышлений и непрестанного попечения о всем прекрасном; потому что противник препятствует нашему уму, и не дозволяет ему удерживаться в божественной любви памятованием о всем прекрасном, но обольщает чувство земными пожеланиями. Смерть и, так сказать, удавление лукавому, когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памятовании о Боге. Отсюда могут проистекать искренняя любовь к брату, истинная простота; а также кротость, смирение, искренность, благость, самая молитва, и весь преукрашенный венец добродетелей через одну и единственную первую заповедь о любви к Богу приемлют совершенство. Посему, потребны великое борение, тайный и сокровенный труд, испытание помыслов, и обучение изнемогших чувствий души нашей к рассуждению добра же и зла, укрепление утомленных членов души, и оживление их тщательным устремлением ума к Богу. Ибо ум наш, таким образом прилепленный всегда к Богу, по изречению Павлову, бывает в един дух с Господом. Глава 14. Сие же тайное борение и труд, и размышление надобно непрерывно иметь любителям добродетели, приступая к исполнению всякой заповеди, молятся ли они, или услуживают, едят ли, или пьют, чтобы все, что ни делается доброго, совершалось во славу Божию, а не к нашей славе. Всякое же исполнение заповедей будет для нас удобно и легко, когда любовь Божия облегчает их и разрешает всю их трудность. Глава 15. Все усилие, как было объяснено, и рачение у противника о том, чтобы придти ему в возможность, отвлечь ум от памятовани яо Боге, от страха Божия и от любви Божией, земными обольщениями и приманками, отвращая его от истинно-доброго к мнимо хорошему. Глава 16. Добродетели одна с другою связаны и одна на другой держатся, подобно какой-то священной цепи, в которой одно звено висит на другом. Так например, молитва держится на любви, любовь на радости, радость на кротости, кротость на смиренномудрии, смиренномудрие не служении, служение на надежде, надежда на вере, вера на послушании, послушание на простоте; как и противные им пороки один с другим связаны, например, ненависть с раздражительностью, раздражительность с гордостью, гордость с тщеславием, тщеславие с неверием, неверие с жестокосердием, жестокосердие с нерадением, нерадение с разленением, разленение с небрежностью, небрежность с унынием, уныние с нетерпеливостью, нетерпеливость с сластолюбием; а таким же образом и прочие члены порока держатся один на другом. Глава 17. Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда и ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы узре Бог, а на дары Каиновы не внят (Быт. 4, 3. 5). Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу.
|