22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах

1. Вопрос: Как должно пребывть монаху в келье?
Ответ: Удерживаться от знакомства с людьми, дабы, когда безмолвствует самый помысл, очистить для Бога жилище в себе.

2. Вопрос: Чем должен быть монах?
Ответ: Монах есть голубь. Ибо как голубь, выходя в свое время на воздух, распростирает крылья свои, и если замешкает вне гнезда своего, то, подвергаясь ударам от хищных птиц, теряет благолепие свое. Так и монах, выходя на время молитвословия, распростирает свои помыслы, и если замешкает вне кельи своей, то, подвергаясь приражению демонов, помрачается в помыслах.

3. Вопрос: Каким помыслом удаляет диавол монаха из кельи его?
Ответ: Диавол есть обаятель. Ибо как обаятель нежными словами вызывает животное из норы его, и схвативши бросает его на улицы города, в посмеяние людям, и когда состарется оно у него, напоследок или огнем погубляет его, или потопляет в воде: так и монах терпит тоже, когда увлекаемый помыслами, оставляет свою келию.

4. Вопрос: Если брат выйдет на службу и встретится с ним женщина на пути, как может он избежать брани блуда?
Ответ: Брани не может избежать, а деяния избежать может, если будет молчать во время встречи, ибо как искра от удара встретившись с серой извергает огонь, так и пустой разговор мужчины, приражаясь к женщине, производит грех.

5. Вопрос: Каким помыслом приходит блуд к человеку?
Ответ: Не одним, не двумя, не пятью и не десятью только путями. Ибо все помыслы, которые от диавола, имеют сокровенный в себе блуд.

6. Вопрос: Хорошо ли приобрести себе два хитона?
Ответ: Приобретший два хитона еще не приобретает зла, оскверняющего все тело; ибо душе не нужно зло, а тело имеет нужду в покрове, ибо сказано: имея пищу и одеяние, сим и будьте довольны.

7. Вопрос: Как должно совершать службу, и какую наблюдать меру поста?
Ответ: Ничтоже более повеленнаго вам творите (Лук. 3, 13). Ибо многие, возжелавши, чрезвычайного, не могли впоследствии совершать и малого.

8. Вопрос: Если брат будет принуждать меня выпить чашу вина в келии его, хорошо ли уйти?
Ответ: Бегай винопития, и спасайся от него, как серна от тенет. Ибо многие пали по причине сего принуждения падением помыслов.

9. Вопрос: Отчего не могу я пребывать с братиями?
Ответ: От того, что не боишься Бога, ибо если вспомнишь написанное, что в Содоме спасся Лот, не осудив никого, то спасешься и ты, хотя бы в средину зверей поверг себя на жительство.

10. Вопрос: Если соблазнит меня брат, хочешь ли, чтобы я сотворил ему поклон?
Ответ: Сотвори ему поклон, и тотчас же удали его от себя. Ибо знаем мы, что авва Арсений говорил: ко всем имейте любовь, и от всех уклоняйтесь.

11. Вопрос: Какая польза человеку принести евхаристию в церковь?
Ответ: Дело сие есть сокровище, положенное пред Богом, и что положишь ты здесь, то приемлет Он горе.

12. Вопрос: Что есть грех оглаголания?
Ответ: Грех оглаголания не допустит человека войти пред лице Божие. Ибо написано: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях.

13. Вопрос: Желать ли мне потерпеть мучение ради Бога?
Ответ: Если кто во время искушения поддержит ближнего своего, равен он ангелу в пещи для трех отроков.

14. Вопрос: Отчего, когда становлюсь я на молитву, отвлекает меня помысл мой?
Ответ: Поелику диавол от начала за то, что не пожелал поклониться всех Богу, низвержен был с неба, и чужд соделался царства Божия, то и нас отвлекает от молитвы, тем же способом желая действовать и в нас.

15. Вопрос: Откуда находят помыслы об удовольствии брашен и отвлекают меня от поста?
Ответ: Поелику и Адама сим запял диавол, то и на нас действует тем же способом.

16. Вопрос: Отчего блудная похоть так сильно воюет в человеке?
Ответ: Потому что диавол знает, что блуд делает нас чуждыми Духа Святого, как говорит Бог: "Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть" (Быт. 6, 3).

17. Вопрос: Зачем увлекает меня диавол в искушения и отвлекает меня от рукоделия моего?
Ответ: Потому что знает сатана, что от рукоделия бывает плодоношение милостыни, и потому ввергает нас в искушения, отвлекая от дела и исторгая у нас милостыню.

18. Вопрос: Как может человек уничтожить наветы лукавого?
Ответ: Как рыба не может воспрепятствовать рыболову закидывать уду в море, но если рыба знает о вреде уды, и отвратившись от нее, спасается, и рыболов остается ни с чем: так бывает и с человеком.

19. Вопрос: Есть ли грех для человека ради помышления?
Ответ: Камня не делают непригодным волны, и прилог, оставаясь без действия, не делает неправильным человека. Ибо написано, что всякий грех, если не совершен, не есть грех.

20. Вопрос: Что значит написанное: "аще кто имать веру, яко зерно горушно?"
Ответ: Как человек земледелец, вспахав землю, посевает семя, и зерно, найдя в земле благоприятствующие условия, пускает корни и взносит вверх стебель и ветви, так что обитают на нем птицы небесные: так и человек, если очистив сердце свое, примет слово Божие и пребудет в нем, износит благие помыслы, так что заповеди Божии пребывают в нем.

21. Вопрос: Хорошо ли жить в пустыне?
Ответ: Сыны Израилевы, когда освободились от искушения Египетского и жили в шатрах, тогда узнали, как должно бояться Бога, ибо бесполезны были для них корабли среди волнующегося моря; когда же вошли в пристань, тогда стали производить куплю. Так и человек, если не утвердится на одном месте, не получит уразумения истины. Ибо паче всех добродетелей избрал Бог безмолвие, потому что написано: "на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих?"

22. Вопрос: Хорошо ли быть посредником при споре брата?
Ответ: Избегай сего, ибо написано: отягчают уши свои, чтобы не слышать суда, и смежают очи, чтобы не видеть неправды.

23. Вопрос: Как полезно жить человеку в одиночестве?
Ответ: Ратоборец, если не будет бороться с людьми, не может научиться искусству побеждать, когда выйдет на единоборство с противником. Так и монах, если не будет прежде учиться с братиями и не изучит искусства помыслов, не может жить одиноким, и противостоять помыслам.

24. Вопрос: Если будет нужда идти для беседы с женщинами, как нужно встречаться с ними?
Ответ: Эта нужда от диавола; ибо много нужных предлогов имеет диавол. Если и будет нужда идти для беседы с женщиною, не допускай ее говорить лишнее, и сам ты, если станешь говорить, кротко изложи твою нужду, и отпусти ее. Поелику, если умедлишь с нею, знай, что зловоние ее расстроит твой помысл.

25. Вопрос: Каким помыслом может человек удержаться от оглаголания?
Ответ: Как принимающий огонь в пазуху обжигается, так принимающий участие в беседах людских не может остаться чистым от оглаголания.

26. Вопрос: Ночные видения от диавола ли суть?
Ответ: Как днем чуждыми помыслами отвлекает он нас, чтобы не прилежали мы к молитве, так и ночью занимает наш ум видениями, чтобы препятствовать чистоте во время сна.

27. Вопрос: Что должно делать человеку, когда во сне придет ему искушение в поругание плоти?
Ответ: Если кто-либо найдет противника своего спящим и станет попирать его ногами, не может попирающий ругаться над тем, кого попрал, ибо не победу приобрел, а более осуждение себе; так и искушение, случившееся во сне, не действительно.

28. Вопрос: От чего может человек получить благодать любить Бога?
Ответ: Когда кто увидит брата своего в прегрешении и станет вопиять к Богу о помощи ему, тогда получит уразумение, как должно любить Бога.

29. Вопрос: Приобретением каких добродетелей, или сохранением каких заповедей может человек спастись?
Ответ: Четыре суть добродетели, придлежащие человеку: пост, и молитва, и рукоделие, и телесное целомудрие. Противоборствуя сим добродетелям, сатана изверг Адама из рая, запнув его вкушением, и введя в стыд, понудил его бежать, чтобы скрыться и не прийти пред Бога, дабы не было прощено ему прегрешение, когда бы поклонился Он Богу. Когда же Адам изгнан был из рая, вознамерился диавол леностью осудить его на другие прегрешения, надеясь впоследствии отчаяньем удержать его в своей власти. Человеколюбец же Бог, зная злокозненность диавола, дал Адаму работу, сказав: обрабатывай землю, из которой взят ты, чтобы Адам, заботясь о деле, мог удалиться от злокозненности диавола. Итак, диавол устремляется против поста, против молитвы, против рукоделия, ибо рукоделие отсекает многие злые козни его; устремляется же он и против целомудрия. Если же кто способен будет к деланию сих четырех добродетелей, то будет обладать и всеми иными добродетелями.

30. Вопрос: Что сделавши получает человек дарование сих добродетелей?
Ответ: Если кто хочет изучить это искусство, то оставит всякое иное попечение, уничижит себя самого, и за смирение получает дарование искусства. Так и монах: если оставит всякую заботу человевескую, и уничижит самого себя паче всякого человека, не думая, что он лучше кого-либо, или равен кому-либо, тогда добродетели, найдя в нем делание, придут сами собою; ибо сказано: "еще глаголющу ти, речет: се приидох."

31. Вопрос: Как может человек узнать, что его молитва благоприятна пред Богом?
Ответ: Если не сохранит человек того, чтобы не обидеть ближнего своего каким бы ни было делом телесным или душевным, молитва его будет гнусна, и не будет принята Богом. Ибо стенания обиженного не допустят молитву его дойти до Бога. И если не примирится скоро с ближним своим, во все время жизни своей не очистится от грехов своих; ибо написано: "елика свяжете на земли, будут связана и на небеси."

23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании

1. Спросил брат старца: в чем нужно подвизаться, сидя в келии? И сказал старец: совсем не иметь в келии и воспоминания о человеке.

2. Вопрос: Какое же делание полезно иметь в сердце?
Ответ: Сие есть совершенное делание монаха - внимать Богу неуклонно.

3. Вопрос: Как должен ум изгонять помысл?
Ответ: Не может он всецело сделать сего сам по себе, ибо не имеет силы. Когда же помысл западет в душу, надлежит прибегать к Сотворившему ее с молитвою, и Он расплавит помыслы, как воск, ибо Господь наш есть огнь поядай.

4. Вопрос: Как же отцы скитские употребляли помысл ратоборствующий?
Ответ: И это есть делание великое и добродетельное, но трудное и не для всех безопасное. Ибо когда войдет помысл в душу, и она, много потрудившись, возможет изгнать его, другой помысл, войдя в душу, занимает ее, и таким образом душа, противодействующая помыслам, никонда не может быть свободна для созерцания Бога.

5. Вопрос: Каким способом помысл прибегает к Богу?
Ответ: Если придет к тебе помысл блуда, тотчас, отрешивши ум, вознеси его горе со тщанием, не мешкая, ибо мешканье сопредельно с соизволением.

6. Вопрос: Если придет в душу помысл тщеславия, что все совершил, ужели не полезно противодействовать помыслу?
Ответ: В то самое время, как ты противодействуешь ему, он более тебя находит чем противоречит тебе, и таким образом дух не может удержать его. Ибо оказывается, что человек как бы говорит: я сам по себе силен к тому, чтобы бороться со стастьми. Как имеющий духовного отца, всю заботу о себе предоставляет ему, а сам беззаботен о всем, и не подлежит осуждению от Бога, так и предавший себя Богу совсем уже не имеет нужды заботиться о помыслах, отвергая ли их, или оставляя им место войти в душу. Если и войдет помысл, вознеси его горе к Отцу твоему и скажи: мне дела нет, вот Отец мой, - он знает. И когда будешь ты еще возносить его, среди пути он, оставив тебя, отбежит. Выше и безпечальнее такого делания нет ничего в Церкви.

7. Вопрос: Как же скитяне угодили Богу ратоборствующим помыслом?
Ответ: Поелику они делали от простоты и страха божия, ради сего Бог и помогал им, и впоследствии приходило к ним делание созерцания, по изволению Божию, ради великих трудов и их любви к Богу.

8. Вопрос: Как может таковый внимать созерцанию?
Ответ: Писание показало, как, ибо Даниил созерцал Его, как Ветхаго деньми, Иезекииль на колеснице херувимской, Исаия на престоле высоком и превознесенном, Моисей Невидимаго терпяше, яко видя (Евр. 11, 27).

9. Вопрос: Как может ум видеть то, чего никогда не видел?
Ответ: Царя ли никогда не видал сидящего на престоле, хотя на иконах?

10. Вопрос: Полезно ли для ума описывать Божество?
Ответ: Лучше описывать Божество, чем иметь сложение к нечистым помыслам.

11. Вопрос: Не сочтется ли это за грех?
Ответ: Держись того, что видели пророки исторически, и совершенное само придет, как сказал Апостол: "видим пока в зеркале и в гадании, а тогда увидим лицем к лицу."

12. Вопрос: Не произведет ли сие изступления мыслей?
Ответ: Если кто поистине подвизается, не потерпит никакого вреда. Некто сказал, что совершал сие в течение всей седмицы, не вспоминая памятью человеческой. Говорил же мне, что был он в пути и видел двух ангелов шедших с ним, по ту и другую сторону, и не обратил на них внимания, поелику написано, что ни ангелы, ни силы не могут отлучить нас от любви Христовой. Итак всегда может ум созерцать, и даже, когда бывает одолеваем помыслами и не замедлит прибегнуть к Богу, не лишается божественного созерцания. Говорю же, что если помысл усовершится в сем, удобно созерцает он и не скоро подвигается с горнего. Ибо как осужденный, содержащийся под стражей во тьме, когда будет освобожден и увидит свет, уже не захочет воспоминать о тьме, так и помысл, когда начнет видеть умный свет. Ибо сказал некто из святых: когда я, желая испытать помысл мой, пойдет ли он в мире, разрешил его, он остановился на одном месте, никуда не движась. Ибо он видел, что если пойдет он кружиться, я могу укротить его; и я опять возвел его горе. Таковое делание совершает безмолвие с молитвою. Сказал еще, что постоянная молитва скоро приводит ум к совершенству.

13. Вопрос: Как можно всегда молиться, ибо тело немощно для службы?
Ответ: Не одно то, чтобы стоять во время молитвы, называется молитвою; но чтобы всегда, ешь ли, пьешь ли, работаешь ли, не отставать от молитвы. Посему и сказал Апостол: "всякою молитвою и молением." Ибо когда не отвлекаешься беседуя с кем-либо, молись сам в себе молитвою.

14. Вопрос: Какою молитвою надлежит молиться монаху?
Ответ: "Отче наш, Иже еси на небесех."

15. Вопрос: Какую меру полезно иметь для молитвы?
Ответ: Мера не показана. Ибо сказать: всегда и неотложно, не есть мера, ибо если монах тогда только молится, когда становится на молитву, таковой совсем не молится. Ибо великий авва говорил и учил: когда я был в Ските, пришел к одному пребывающему там, и он только приветствовал меня, и когда ничего не отвечал мне, то сидя я занимался созерцанием, равно и он плетя веревку. И в конце дня около девятого часа говорит мне: брат, как обрел ты сие делание? Я же сказал, что мы от юности научены сему от отцев наших. А ты как обрел его? И сказал старец скитянин: "этого учения я не получал от отцев моих, но как видишь меня, так и провожу все время мое, - немного рукоделия, немного размышления, немного молитвы и по силе очищение помыслов, и таким образом созерцание пришло ко мне, так что я не замечал, и совсем не знал, что некоторые имеют такое делание." Я говорю ему: поистине, авва, так обрели путь сей великие отцы и так получили дарование сего созерцания, ибо великий Антоний так делать научен был ангелом. Сказал же он, что надлежит таковому на всех людей смотреть, как на одного и удерживаться от оглаголания.

16. Вопрос: Если от монаха необходимо требуется такая молитва, как может он сохранить ее среди людей?
Ответ: Если человек есть подвижник по самой природе, Бог требует от него не иметь пристрастия к вещам телесным, даже до малой иглы, ибо и сие может воспрепятствовать его помыслу в попечении о небесном и о плаче.

КОНЕЦ

 

Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном.

Глава 1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовью, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преспеяния не одною Божественною силою и благодатию без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностью и силою без содействия свыше Божией руки; потому что: аще не Господь созиждетъ домъ и сохранитъ градъ, всуе бде стрегий, а равно всуе - трудящийся и зиждущий (Псал. 126, 1).

Глава 2. Вопрос: Что такое воля Божия, к познанию которой восходит Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12, 2) ?
Ответ: Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, т.е. очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Матф. 5, 8); и: будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (48). И еще сказано: буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся (Псал. 118, 80); и еще: тогда не постыжуся, внегда призрети ми на заповеди Твоя (6). И еще вопрошающему: кто ввзыдет на гору Господню? - дан ответ: неповинен рукама и чист сердцем (Псал. 23, 3, 4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию.

Глава 3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что оне как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: от тайных моих очисти мя (Псал. 18, 13), т.е. с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие с нами; если притом напрягаем к этому силы, и всяким хранением блюдем сердце свое.

Глава 4. И блаженный Моисей, в образах показывая, что душа должна следовать не двум мыслям, доброй и худой, но одной доброй, и что надобно возделывать не двоякие плоды, добрые и худые, но одни добрые, так говорит: не впрягай на гумне твоем разнородных животных вкупе, например; тельца и осла; но впряги однородных, и молоти жатву твою (Второз. 22, 10), чтобы на гумне сердца нашего было делание не вкупе добродетели и порока, но одной добродетели. Одежды из волны не тки со льном; и также из льна с волною (11). На одном участке земли не возделывай двух плодов (9). Инородного животного не своди с инородным, но совокупляй однородных с однородными (Лев. 19, 19). Всем этим таинственно дает разуметь, что, как уже сказано, должно нам возделывать в себе не вместе и добродетель и порок, но порождать только одни плоды добродетели, и душа не должна быть в общении с двумя духами - с Духом Божиим и с духом мира. Ибо сказано: сего ради к всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Псал. 118, 128).

Глава 5. Не от явных только грехов, как то: блуда, убийства, татьбы, чревоугодия, осуждения, лжи, сребролюбия, любостяжания и тому подобных надлежит быть чистою душе - деве, возжелавшей сочетаться с Богом, но гораздо более, как сказали мы выше, от грехов тайных, то-есть, от похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, любоначалия, лести, злонравия, ненависти, неверия, зависти, самолюбия, кичения и других сим подобных. Ибо Господь, как говорит Писание, сии тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружно явными. Сказано: разсыпакости человекоугодников (Псал. 52, 6); и: мужа кровей и льстива гнушается Господь (Псал. 5, 7), чем показывается, что Бог равно гнушается и лестию, и убийством. И еще сказано: глаголющими мир с ближними своими, и так далее (Псал. 27, 3); и также: ибо в сердце беззаконие делаете на земли (Псал. 57, 2); и: горе вам, егда добре рекут вам человецы, то-есть, когда в вас есть желание слышать о себе доброе от людей, и вы привязаны к славе и к людским похвалам. Ибо делающим добро возможно ли совершенно утаиться? Притом же и сам Господь говорит: да прославится свет ваш пред чаловеки (Матф. 5, 16). Впрочем, как сказано, старайтесь делать добро во славу Божию, а не ради собственной славы, и не как любящие людскую похвалу; ибо таковых Господь назвал неверными, сказав: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Иоан. 5, 44)? Смотри, как и Апостол заповедует все делать, даже есть и пить, во славу Божию; ибо говорит: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (Кор. 10, 31); а божественный Иоанн, поставляя ненависть в одном ряду с убийством говорит: ненавидящий брата своего человекоубийца есть (1 Иоан. 3, 15).

Глава 6. Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает (Кор. 13, 7. 8). Словами: николиже отпадает означается, что те, которые получили сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей за самую полную и действенную духовную любовь, - не пришли еще в безопасность; а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов. Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество, и всякое ведение, и дарование изцелений в сравнении с любовию ничто.

Глава 7. Сим Апостол указал цель совершенства, чтобы каждый, сознавая себя обнищавшим от столького богатства, с горящим и напряженным духом поспешал к сему последнему пределу, и таким образом, протекал духовное поприще, пока не достигнет оного, по сказанному: тако тецыте, да постигнете (1 Кор. 9, 24).

Глава 8. Разумей, что отречься себя значит во всем предать себя братству, не водиться ни в чем своею волею, и не быть господином чего бы то ни было, кроме единой ризы, чтобы человек соделавшись вполне независимым, с радостью мог держаться только предписываемого ему, и подобно невольнику вести себя со всеми, а тем паче с настоятелями, повинуясь рекшему Христу: иже аще хочет в вас быти первый и вящий, пусть будет слугою всем, и последним, и рабом (Матф. 20, 26. 27), не домогаясь ни чести, ни славы, ни похвалы, не пред очима точию работая, аки человекоугодник, но почитая себя обязанным во всем услуживать братии в любви и простоте (Кол. 3, 22).

Глава 9. Настоятели братства, как приставленные к делу великому, должны побороть козни противоухитряющейся злобы, чтобы, по страсти гордыни властвуя над братьями, как над подчиненными, вместо великой пользы не сделать себе вреда. Напротив того, как сердобольные отцы, ради Бога посвятив себя на служению Братству и телесное и духовное, пусть заботятся о братиях, и во всякое время прилагают попечение, их, как чад Божиих, где нужно, обличать и, в чем должно, утешать, чтобы, под предлогом смирения и кротости, монастыри не пришли в неустройство, не соблюдая надлежащего чина между настоятелями и подначальными. В тайне же ума настоятели да почитают себя недостойными рабами всех братий, и как пестуны, которым вверены духовные чада, со всяким благодушием и со страхом Божиим да стараются напрявлять каждого ко всему доброму, но не зная, что соблюдается для них великая, неотъемлимая и всякий труд превышающая награда.

Глава 10. Как взявшие на себя обязанность быть пестунами юных, даже иногда и собственных своих господ, для образования и благочиния нравов не затрудняются со всею свободою наносить им удары: так и настоятели, не по страсти гнева и высокоумия, не за себя отмщая, должны наказывать братий, имеющих нужду в каком-либо вразумлении, но со всем добросердечием, с целью духовной пользы доводить их до исправления.

Глава 11. Великое рачение, и труд, и попечительность, и подвижническая жизнь приводят нас в состояние приобрести любовь к Богу, по благодати и дару вообразившегося в нас Христа. За сею же заповедью не трудным делается исполнить и вторую, - разумею заповедь о любви к ближнему. Первое предпочитай всему прочему, и о сем старайся больше, нежели об ином; в таком случае за первым последует и второе. Ежели кто, вознерадев о сей великой и первой заповеди, разумею заповедь о любви к Богу, которая составляется в нас внутренним нашим расположением, благою совестию, здравыми понитиями о Боге, при содействии вместе и Божией помощи, - вознамерится только посвятить себя второй заповеди, попечению о внешнем служении; то невозможно ему будет исполнять сию заповедь здраво и чисто. Ибо коварная злоба, как-скоро усмотрит, что ум лишен памятования о Боге, любви и стремления к Нему, или представляет повеления Божия неудобоисполнимыми и трудными, и возбуждает в душе ропот, печаль и жалобы на служение братиям, или обольщает человека самомнением о своей праведности, и убеждает почитать себя досточестным, великим и вполне исполняющим заповеди.

Глава 12. Когда человек почитает сам себя рачителем заповедей; тогда явно он погрешает, и не хранит верно заповеди; и потому что сам о себе произносит суд, и не ожидает Дающего истинный суд. Когда Дух Божий спослушествует духу нашему, по изречению Павлову (Рим. 8, 16): тогда только бываем неложно достойными Христа чадами Божиими, а не когда будем оправдывать себя в собственном своем самомнении. Ибо сказано: не хваляй себе, сей искусен, но егоже Господь восхваляет (2 Кор. 10, 18). Когда оказывается, что нет в человеке ни памятования о Боге, ни страха Божия, тогда великая настоит ему нужда, любить славу и уловлять похвалы тех, кому услуживает. А такого Господь наименовал неверным, как было уже сие объяснено; ибо сказано: како вы можете веровать, славу друг от друга приемлюще и славы, яже от единаго Бога, не ищете (Иоанн. 5, 44)?

Глава 13. В любви к Богу можно преуспевать, как сказано, при великом борении и труде ума посредством святых размышлений и непрестанного попечения о всем прекрасном; потому что противник препятствует нашему уму, и не дозволяет ему удерживаться в божественной любви памятованием о всем прекрасном, но обольщает чувство земными пожеланиями. Смерть и, так сказать, удавление лукавому, когда оказывается, что ум неразвлекаемо пребывает в любви Божией и в памятовании о Боге. Отсюда могут проистекать искренняя любовь к брату, истинная простота; а также кротость, смирение, искренность, благость, самая молитва, и весь преукрашенный венец добродетелей через одну и единственную первую заповедь о любви к Богу приемлют совершенство. Посему, потребны великое борение, тайный и сокровенный труд, испытание помыслов, и обучение изнемогших чувствий души нашей к рассуждению добра же и зла, укрепление утомленных членов души, и оживление их тщательным устремлением ума к Богу. Ибо ум наш, таким образом прилепленный всегда к Богу, по изречению Павлову, бывает в един дух с Господом.

Глава 14. Сие же тайное борение и труд, и размышление надобно непрерывно иметь любителям добродетели, приступая к исполнению всякой заповеди, молятся ли они, или услуживают, едят ли, или пьют, чтобы все, что ни делается доброго, совершалось во славу Божию, а не к нашей славе. Всякое же исполнение заповедей будет для нас удобно и легко, когда любовь Божия облегчает их и разрешает всю их трудность.

Глава 15. Все усилие, как было объяснено, и рачение у противника о том, чтобы придти ему в возможность, отвлечь ум от памятовани яо Боге, от страха Божия и от любви Божией, земными обольщениями и приманками, отвращая его от истинно-доброго к мнимо хорошему.

Глава 16. Добродетели одна с другою связаны и одна на другой держатся, подобно какой-то священной цепи, в которой одно звено висит на другом. Так например, молитва держится на любви, любовь на радости, радость на кротости, кротость на смиренномудрии, смиренномудрие не служении, служение на надежде, надежда на вере, вера на послушании, послушание на простоте; как и противные им пороки один с другим связаны, например, ненависть с раздражительностью, раздражительность с гордостью, гордость с тщеславием, тщеславие с неверием, неверие с жестокосердием, жестокосердие с нерадением, нерадение с разленением, разленение с небрежностью, небрежность с унынием, уныние с нетерпеливостью, нетерпеливость с сластолюбием; а таким же образом и прочие члены порока держатся один на другом.

Глава 17. Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда и ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу от туков и от первородных овец, а подобно и Каин принес дары, хотя от плодов земли, но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы узре Бог, а на дары Каиновы не внят (Быт. 4, 3. 5). Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу.

 

 

- на главную -

Hosted by uCoz